Сергиево-Посадский дом-интернат

Сергиево-Посадский дом-интернат

ФГБУ «Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих для детей и молодых инвалидов» Минтруда России

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Сергиево Посадский детский дом слепоглухих» Министерства труда и социальной защиты РФ – единственное и уникальное, в своем роде, учреждение, основано в 1962 году. В его организации и становлении принимали участие известные ученые И.А.Соколянский и А.И.Мещеряков.

Детский дом находится на северо-востоке Московской области (70 км от Москвы) в старинном городе Сергиевом Посаде, прославленным своей знаменитой Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой.

На территории в 11,2 гектара расположены учебные корпуса, мас-терские, общежитие для старших воспитанников, теплица, прачечная, хозяйственный двор (конюшня) и другие постройки. Все строения детского дома, а также недавно построенное здание Храма соединены теп-лыми крытыми переходами.

Территория детского дома оборудована прекрасными игровыми площадками, которые сооружены по проектам ЮНИСЕФ, а также при непосредственном участии руководителя и ведущих специалистов Сбербанка России.

Основные цели детского дома:

  • предоставлять воспитанникам наилучшие условия для обучения, осно-ванного на их собственном опыте и деятельности разного рода, а также воспитывать чувство самостоятельности и независимости в социальных и бытовых ситуациях.

В настоящее время в детском доме обучаются и воспитываются более 200 детей с разной структурой нарушений развития.

Все дети в зависимости от структуры нарушений и возраста распреде-ляются по отделениям:

Учебно -диагностическое отделение для детей с множественными тя-желыми нарушениями развития младшего возраста ( от 3 до 8 лет). 
В это отделение маленькие дети чаще всего поступают из дома. Основные задачи: установление контакта, «подключение» к ребенку; работа с родителями.
Образовательно-воспитательные цели:

  1. Формирование культурно-гигиенических навыков.
  2. Формирование средств общения.
  3. Формирование сенсорного опыта детей.

Отделение расположено в одноэтажном здании, разделенном на 5 отсе-ков. В каждом отсеке размещаются 2 группы детей (наполняемость групп 3-4 ребенка). У каждой группы своя групповая комната, оснащенная всем необходимым оборудованием, общая спальня, туалетная и гигиеническая комната. Выход на территорию осуществляется прямо из отсека через веранду. Веранды застекленные, пол со специальным покрытием. Здесь дети гуляют во время непогоды.

Социально – коррекционное отделение для детей с множественными тяжелыми пороками развития и проблемным поведением (от 8 до 14 лет). 
Основная задача: коррекция проблемного поведения с применением специальной методики.
Образовательно-воспитательные цели:

  1. Формирование социально-бытовых навыков.
  2. Развитие элементарных трудовых навыков.
  3. Терапия проблемного поведения.

Отделение расположено в одноэтажном здании, разделенном на 3 отсека. В каждом отсеке 4 группы (наполняемость групп 3-4 ребенка). Групповые комнаты оборудованы необходимой мебелью, наглядными, пособиями и техническими средствами. В каждом отсеке 2 спальные комнаты, 2 туалетные и гигиенические комнаты. Выход детей на терри-торию осуществляется из отсека.

Учебно-реабилитационное отделение для детей с нарушениями раз-вития, имеющими проблемы в обучении (от 8 до 14 лет). 
Основная задача: подготовка воспитанников к интеграции в другие учебные заведения (школы слепых, глухих, умственно отсталых детей, колледжи и институты).
Образовательно-воспитательные цели:

  1. Формирование знаний по общеобразовательным предметам.
  2. Развитие вербальных средств общения.
  3. Развитие умений ориентироваться и передвигаться в макропростран-стве с применением специальных средств и приемов.
  4. Формирование социально-бытовых навыков.
  5. Развитие креативной деятельности в творческих мастерских детского дома.

Отделение расположено в двухэтажном здании, классные комнаты на-ходятся на первом и втором этажах и оборудованы техническими сред-ствами (звукоусиливающей аппаратурой, электронными линзами, ком-пьютерами), наглядными и дидактическими материалами. Наполняемость групп 3-5 детей. На первом этаже расположены кабинеты: аудио-логический, сенсорные (2 кабинета), тренажерный.

В отдельном отсеке – спальня мальчиков. Спальни на 2-4 человека с туалетной комнатой в каждой спальне.
На втором этаже расположены кабинеты: методический, сенсорный, компьютерный (3 кабинета), домоводства. В отдельном отсеке второго этажа – спальни девочек на 2-4 человека с туалетной комнатой в каждой.

Отделение социально-трудовой реабилитации для подростков с ог-раниченными возможностями развития. 
В это отделение переводятся воспитанники, достигшие 14 лет.
Основные задачи: подготовка воспитанников к самостоятельной неза-висимой жизни, предпрофессиональная подготовка и интегрирование в общество.
Образовательно-воспитательные цели:

  1. Совершенствование профессиональной деятельности на пред-приятии ВОС и в производственных мастерских детского дома.
  2. Развитие социальных и бытовых навыков и умений.
  3. Максимальное участие в обслуживающем труде (в столовой, прачечной, мастерских, кабинетах детского дома).
  4. Организация интересного и развивающего досуга.

Отделение расположено в большом двухэтажном здании. Комнаты со всеми удобствами (туалет, душ, кладовая), в которых живут воспитан-ники, рассчитаны на одного человека. В здании на каждом этаже нахо-дятся комнаты (кухни) для самостоятельного приготовления и приема пищи, где воспитанники имеют возможность принять гостей, устроить день рождения и другие праздники. На первом этаже – хорошо обору-дованная прачечная и гладильная комната. На втором этаже -телевизионная комната и специальная комната для проведения массовых мероприятий, праздников.

Учитывать все особенности каждого конкретного ребенка – очень сложная задача в связи с общей тенденцией к утяжелению структуры дефекта поступающих к нам воспитанников.
Важнейшим элементом в решении задач комплексной реабилитации слепоглухих и воспитанников с множественными тяжелыми на-рушениями развития является внедрение или освоение новых методов и технологий работы с этим контингентом детей, которые ранее нами не применялись.

Часть этих методик разработана внутри детского дома, другая – за-имствована из практики родственных отечественных и зарубежных специальных школ, но в этом случае, они адаптируются к нашим усло-виям.

Научно-экспериментальная и консультативная работа в детском доме.

Большую роль в деятельности детского дома играет научно-экспериментальная работа, в рамках которой изучается проблема со-держания и методов обучения детей со сложной структурой нарушений.

Необходимость составления индивидуальной программы для каж-дого воспитанника, поиск соотношения различных видов деятельности и их интенсивности с отдыхом требуют постоянного творческого поиска и освоения передового зарубежного и отечественного опыта.

В области научно-практической и экспериментальной деятельности наше учреждение сотрудничает с Государственным педагогическим университетом, Московским педагогическим университетом, Институтом коррекционной педагогики РАО, Центром лечебной педагогики, Институтом специальной педагогики и психологии (Санкт-Петербург) и другими, а также рядом зарубежных институтов и международных организаций.

Начиная с 1997 года педагоги детского дома активно участвуют в международных конференциях под эгидой Международной ассоциации слепоглухих, выступают с докладами, сообщениями и видеоматериалами из опыта работы (Португалия – 1, Литва – 2, Голландия – 1, Словакия – 4, Италия – 2, Австралия –2, Украина –2, Белоруссия – 3 выступающих); в качестве приглашенных гостей были на конференциях в Испании, Болгарии и Канаде.

На базе детского дома ежегодно проводятся несколько междуна-родных семинаров и конференций.

Сотрудники детского дома постоянно оказывают консультативную помощь родителям и педагогам, вовлеченным в работу со слепоглухими детьми, как в нашей стране, так и за рубежом. Мы обучали коллег в странах СНГ: Армении, Казахстане, Белоруссии, Молдове, Литве, а также в странах Восточной Европы: Болгарии, Словакии, Польши.
Детский дом является экспериментальной площадкой Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

В детском доме создана особая атмосфера, которая ломает устоявшиеся представления о детских домах, где неуютно и холодно детям. Наш дом – теплый!
В нем создана своя, особенная, уютная атмосфера с зонами учебы, от-дыха, живой природы.
Прекрасно оборудованные классы, мастерские, библиотека, специальные кабинеты (медицинские, аудиологические, физиологические и другие), спортивные и тренажерные залы, бассейн, занятия иппотерапией – все способствует лучшему соотношению деятельности и отдыха детей.
Здесь часто устраиваются общие праздники, фольклорные фестивали, дни рождения ребят, театральные представления, которые надолго ос-таются в памяти и отражаются воспитанниками в своих авторских книгах и в журнале «Наша жизнь», который издается уже около 20 лет.
Таким праздникам, которые устраивают наши педагоги и друзья-волонтеры детям, позавидуют и профессионалы.